ХАМУТОВСКАЯ СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА
Образование – музыкальное отделение Гомельского педагогического училища
Специальность – музыкальный воспитатель, учитель пения
Педагогический стаж – 39 лет
Стаж в должности – 35 год
Квалификационная категория – высшая
ГРАФИК РАБОТЫ Понедельник 8.00-13.15 Вторник 8.00-13.15 Среда 7.45-13.00 16.00-18.00 Четверг 8.00-12.30 Пятница 8.00-11.30 13.00-17.00 |
Я рада приветствовать Вас на моей страничке!
Надеюсь, что ее посещение будет интересным, а, может быть, и полезным для тех, кого по-настоящему волнует тема музыкального воспитания, а также для тех, кто неравнодушен к музыке и кто хотел бы помочь малышу приоткрыть окно в мир прекрасного.
В каждом маленьком сердечке должна жить музыка. А для того, чтобы она там поселилась, нужен музыкальный руководитель! Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду?
Музыкальный руководитель учреждения дошкольного
образования — это особая профессия:
- он не только затейник, он – оригинальный и универсальный мастер, с достоинством заявивший о важнейшей позиции своего любимого дела – о музыкальном развитии детей;
- это он не имеет права болеть, так как без него не будет праздника у воспитанников;
- это он должен все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять;
- это он должен всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям;
- это он должен постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, записывать аудио и видео носители;
- это он должен быть психологом и дипломатом, умеющим договориться со всеми: воспитателями, специалистами, администрацией, родителями по поводу организации праздника;
- это он несет все из дома: краски, клей, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников;
- это он в выходные дни и по вечерам сочиняет новые сценарии;
- это он музыкант и художник, сценарист и режиссёр, костюмер и актёр, гримёр и звукооператор… Да всего и не перечислить!
А сколькими видами деятельности необходимо заниматься в процессе музыкального и общего развития воспитанников: это слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая, игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Мой многолетний опыт позволяет сделать вывод о том, что работа с воспитанниками во всех этих видах деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога. Словом, от того, насколько ты интересен, профессионально грамотен, талантлив, зависит музыкальное и творческое развитие детей.
Музыкальный руководитель – это первый человек в жизни ребёнка, открывающий ему удивительный и прекрасный мир – мир Музыки. Именно от него зависит, останется ли для ребенка этот мир загадкой, или же станет верным спутником на всю жизнь. И пусть не все станут в будущем знаменитыми музыкантами, главное – те душевные качества, которые пробуждает в нас музыка.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость»
Михаил Казиник
ВОСЕМЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ
Причина первая
Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
Причина вторая
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Причина третья
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Причина четвертая
Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Иван Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Причина пятая
Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Причина шестая
Музыкальные занятия развивают навыки общения или коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
Причина седьмая
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Причина восьмая
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СОВЕТАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!
1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае, если ее слушать.
6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения петь, или ему не хочется танцевать. Или, если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
9. Отсутствие какой - либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Как знакомить детей с музыкой?
Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно, ваш малыш будет в полном порядке.
1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!
2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.
3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. «Звуковой шок» может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.
8. При подборе музыкальных произведений для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
10. Ходите с детьми на детские спектакли, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.
СЦЕНАРИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
ФАРМІРАВАННЕ МУЗЫЧНАЙ КУЛЬТУРЫ У ДЗІЦЯЧЫМ САДКУ СРОДКАМІ БЕЛАРУСКАГА ФАЛЬКЛОРУ